Доля автомобилей с автоматической коробкой передач, которые особенно любят женщины, впервые за последние годы начала снижаться. Виноват кризис: с восстановлением спроса на российском рынке популярность машин с двумя педалями, скорее всего, опять будет расти

Автоматическая коробка передач – это, конечно, не лабутены, но внимание женщин к такой опции автомобиля повышенное. Это подтверждают и маркетинговые исследования: по данным компании «Автостат», более половины пользователей АКПП – представительницы прекрасного пола. Ведь управлять машиной с двумя педалями проще и комфортнее.

Впрочем, высокие потребительские свойства таких коробок в последние годы высоко ценят все пользователи личных транспортных средств в России: доля продаж машин, оснащенных «автоматом», на российском рынке до последнего времени росла. Если десять лет назад только каждый пятый новый автомобиль в нашей стране имел АКП, то в 2010-м такие модели занимали уже свыше трети рынка, а по итогам 2014-го, согласно исследованиям «Автостата», доля АКП в общих продажах достигла своего пика 49,1% (график 1).

Однако в 2015 году доля автоматических трансмиссий в России вдруг начала снижаться, сократившись до 48,3%. Что это – случайность или тенденция?

Долгий путь к потребителю

Вообще-то в России путь автоматических трансмиссий к массовому потребителю был долог. В развитых странах, прежде всего в США, АКП стали широко распространяться еще с 1960-х годов. У нас же продажи таких машин стали действительно массовыми лишь пять–семь лет назад.

Столь поздний старт объясняется несколькими факторами. Главный из них заключается в том, что еще относительно недавно массовый российский потребитель относился к «автомату» с недоверием: его воспринимали как не очень надежную деталь, выход которой из строя грозил значительными тратами на ремонт. А сети сервисных станций по ремонту АКП в России тогда были менее развитыми. К тому же «автомат» в представлении потребителя «тупил» разгон автомобиля и заставлял его быть
гораздо прожорливее в плане топлива.

Пожалуй, многие из этих претензий были справедливы. С десяток лет назад АКП серьезно уступали по своим техническим характеристикам конструкциям, которые мы имеем ныне. Старые «автоматы» действительно «тупили» и заставляли раскошеливаться на дополнительный бензин. Но за последнее десятилетие мировой автопром совершил рывок в плане совершенствования конструкций АКП, которые по динамике, экономичности, экологичности уже почти не уступают механическим трансмиссиям. Подтянулся и уровень сервисного обслуживания в России: повсеместно заработали мастерские, готовые за приемлемые цены осуществлять ремонт таких коробок.

Но еще важнее то, что «автоматы» снизились в цене и стали гораздо более доступны массовому рынку. Если раньше они считались преимущественно уделом премиального сегмента, то сейчас АКП широко используют все бренды. В 2012 году произошло знаковое в этом отношении событие – АКП получила российская Lada. Правда, доля продаж комплектаций с автоматической коробкой у самого массового российского производителя до сих пор невелика: согласно данным «Автостата», сейчас она не превышает 5% (график 2). Однако все еще есть и такие марки, которые по-прежнему не комплектуют свою продукцию автоматическими коробками (например, УАЗ).

Мнение профессионала

Денис Тимофеев, менеджер по продукту JCB Russia

В мире рост популярности автоматических коробок передач наблюдается не только среди покупателей легковых автомобилей, но и у пользователей коммерческого транспорта. В частности, появляется все больше строительной техники с использованием АКП – экскаваторов, погрузчиков и пр. «Автомат» позволяет полностью сосредоточиться на выполнении основной работы (копание, погрузка, перемещение груза), и машинисту не нужно отвлекаться на выбор и переключение необходимой передачи, его производительность возрастает. Дополнительное преимущество состоит в том, что в коммерческой технике в большинстве случаев алгоритм переключения передач АКП оптимизирован под конкретный характер действий. Кроме того, например, на наших машинах важной особенностью автоматических коробок является возможность блокировки гидротрансформатора (аналога автомобильного сцепления), что позволяет напрямую соединять двигатель с трансмиссией, тем самым повышая КПД.

Другие бюджетные марки также не могут похвастать высокой долей продаж АКП: так, у Renault и Datsun она составляет по 13%. Выше показатели у Skoda, Volkswagen (около 50%), ну а высокий процент продаж машин с «автоматом» имеют большинство японских брендов. В частности, у Mazda это 95,7%, у Subaru – 94,3%, у Honda – 93,5%. Близки к этим показателям и Toyota с Mitsubishi.

Что же касается премиальных марок, то Lexus, Infiniti, Jaguar, Cadillac, Acura вообще официально не поставляют в нашу страну машины на «механике», хотя у Mercedes-Benz, BMW и Volvo они все-таки есть, но совсем мало – всего 0,1%. У Audi доля версий на «ручке» составляет 0,3%, у Jeep – 0,9%, у Land Rover – 1,1%. Больше всего машин без «автомата» среди премиальных брендов у Porsche (7%), но тут все понятно – в линейке бренда много спорткаров.

Виноват кризис

Продавцы автомобилей полагают, что в падении доли авто с АКП виноват кризис: люди начали экономить на покупке машин, на первый план вышли бюджетные модели с доступными комплектациями. Ведь выбор автомобиля с «механикой» позволяет существенно экономить деньги. Например, в бюджетном сегменте доплата за автоматическую коробку подчас достигает 100–150 тыс. рублей, или 20% от стоимости машины. Получается, что, выбирая автомобиль на «ручке», можно сберечь пятую часть его цены, а в кризис такая экономия особенно важна.

Значит ли это, что эра АКП на российском авторынке подошла к закату? Конечно, нет. Скорее всего, доля машин с двумя педалями в России будет расти и дальше – надо лишь пережить трудные времена. Маркетологи указывают, что на рынках стран с развивающимися экономиками (Китай, Индия, Бразилия) сегмент машин на «автомате» растет вместе с ростом покупательской способности.

Хотя в зажиточной Западной Европе доля «механики» на рынке все же доминирующая. Привыкшие все скрупулезно считать немцы, французы и другие европейцы до сих пор уверены, что им незачем переплачивать за коробку-«автомат» в машине – дескать, и сама по себе такая модификация дороже, и расход топлива растет. Кроме того, автоматическая коробка в Европе воспринимается как не очень дружественный экологии агрегат (ведь он потребляет больше топлива, а значит, и вредных выбросов у него больше). Поэтому в некоторых странах на АКП имеется дополнительная налоговая нагрузка. В результате, согласно статистике, доля продаж машин с АКП в Европе сегодня составляет около 20–30%.

Мнение профессионала

Азат Тимерханов, руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат»

Бесспорным преимуществом автомобилей, оборудованных автоматической трансмиссией, является комфорт, и этому фактору особое внимание уделяют женщины. Наше агентство провело опрос и выяснило, что более половины покупателей машин с АКП приходится как раз на прекрасную половину человечества. Нынешнее же снижение доли продаж таких автомобилей во многом связано со стремлением людей экономить во время кризиса. Поэтому растет спрос на более дешевые модификации автомобилей с механической коробкой передач. Впрочем, есть у автоматических коробок и объективные недостатки. Среди них стоит отметить более сложную конструкцию, что приводит к высокой стоимости обслуживания и ремонта. В этом плане механическая трансмиссия выглядит предпочтительнее.

Иная ситуация в США. Там люди меньше озабочены экономией (сказывается в том числе более дешевое топливо), и машину с «механикой» днем с огнем не сыщешь: доля АКП в продажах в этой стране доходит до 90%. Целые поколения американцев искренне недоумевают, зачем вообще третья педаль (сцепления) в автомобиле. И здесь можно вспомнить историю о том, как американскому боксеру Майку Тайсону поклонники подарили спортивный Ferrari. Спортсмен вынужден был отказаться от подарка, так как Ferrari был на «механике», а на ней он ездить не умел.

Российский авторынок, скорее всего, пойдет по американскому пути. Наш потребитель особенно ценит комфорт: те, кто уже поездил с «автоматом» по плотным городским пробкам, говорят о том, что не хотят пересаживаться на «механику», пусть даже для этого придется переплачивать.

Впрочем, 90-процентная доля АКП в России будет достигнута еще не скоро. Автодилеры рассказывают, что «автоматы» хорошо продаются в крупных городах, где пробки плотнее да и денег у людей больше. А вот в регионах до сих пор в почете «ручка»: там люди чаще ездят на дальние расстояния по трассе, где разница между «автоматом» и «механикой» не так разительна. Например, доля продаж кроссовера Renault Duster с «автоматом» в крупных городах превышает 30%, в то время как в регионах едва дотягивает до 10%.

Однако научно-технический прогресс нельзя остановить, а значит, автоматические трансмиссии будут становиться все доступнее и, соответственно, их доля в бюджетном сегменте в ближайшие годы станет нарастать, их начнут охотнее покупать и в регионах. Вполне возможно, что в ближайшие годы и в России вырастет целое поколение водителей (прежде всего из числа женщин), которые будут считать третью педаль в машине заводским браком.  

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9