Доля автомобилей с автоматической коробкой передач, которые особенно любят женщины, впервые за последние годы начала снижаться. Виноват кризис: с восстановлением спроса на российском рынке популярность машин с двумя педалями, скорее всего, опять будет расти
Автоматическая коробка передач – это, конечно, не лабутены, но внимание женщин к такой опции автомобиля повышенное. Это подтверждают и маркетинговые исследования: по данным компании «Автостат», более половины пользователей АКПП – представительницы прекрасного пола. Ведь управлять машиной с двумя педалями проще и комфортнее.
Впрочем, высокие потребительские свойства таких коробок в последние годы высоко ценят все пользователи личных транспортных средств в России: доля продаж машин, оснащенных «автоматом», на российском рынке до последнего времени росла. Если десять лет назад только каждый пятый новый автомобиль в нашей стране имел АКП, то в 2010-м такие модели занимали уже свыше трети рынка, а по итогам 2014-го, согласно исследованиям «Автостата», доля АКП в общих продажах достигла своего пика 49,1% (график 1).
Однако в 2015 году доля автоматических трансмиссий в России вдруг начала снижаться, сократившись до 48,3%. Что это – случайность или тенденция?
Вообще-то в России путь автоматических трансмиссий к массовому потребителю был долог. В развитых странах, прежде всего в США, АКП стали широко распространяться еще с 1960-х годов. У нас же продажи таких машин стали действительно массовыми лишь пять–семь лет назад.
Столь поздний старт объясняется несколькими факторами. Главный из них заключается в том, что еще относительно недавно массовый российский потребитель относился к «автомату» с недоверием: его воспринимали как не очень надежную деталь, выход которой из строя грозил значительными тратами на ремонт. А сети сервисных станций по ремонту АКП в России тогда были менее развитыми. К тому же «автомат» в представлении потребителя «тупил» разгон автомобиля и заставлял его быть
гораздо прожорливее в плане топлива.
Пожалуй, многие из этих претензий были справедливы. С десяток лет назад АКП серьезно уступали по своим техническим характеристикам конструкциям, которые мы имеем ныне. Старые «автоматы» действительно «тупили» и заставляли раскошеливаться на дополнительный бензин. Но за последнее десятилетие мировой автопром совершил рывок в плане совершенствования конструкций АКП, которые по динамике, экономичности, экологичности уже почти не уступают механическим трансмиссиям. Подтянулся и уровень сервисного обслуживания в России: повсеместно заработали мастерские, готовые за приемлемые цены осуществлять ремонт таких коробок.
Но еще важнее то, что «автоматы» снизились в цене и стали гораздо более доступны массовому рынку. Если раньше они считались преимущественно уделом премиального сегмента, то сейчас АКП широко используют все бренды. В 2012 году произошло знаковое в этом отношении событие – АКП получила российская Lada. Правда, доля продаж комплектаций с автоматической коробкой у самого массового российского производителя до сих пор невелика: согласно данным «Автостата», сейчас она не превышает 5% (график 2). Однако все еще есть и такие марки, которые по-прежнему не комплектуют свою продукцию автоматическими коробками (например, УАЗ).
Другие бюджетные марки также не могут похвастать высокой долей продаж АКП: так, у Renault и Datsun она составляет по 13%. Выше показатели у Skoda, Volkswagen (около 50%), ну а высокий процент продаж машин с «автоматом» имеют большинство японских брендов. В частности, у Mazda это 95,7%, у Subaru – 94,3%, у Honda – 93,5%. Близки к этим показателям и Toyota с Mitsubishi.
Что же касается премиальных марок, то Lexus, Infiniti, Jaguar, Cadillac, Acura вообще официально не поставляют в нашу страну машины на «механике», хотя у Mercedes-Benz, BMW и Volvo они все-таки есть, но совсем мало – всего 0,1%. У Audi доля версий на «ручке» составляет 0,3%, у Jeep – 0,9%, у Land Rover – 1,1%. Больше всего машин без «автомата» среди премиальных брендов у Porsche (7%), но тут все понятно – в линейке бренда много спорткаров.
Продавцы автомобилей полагают, что в падении доли авто с АКП виноват кризис: люди начали экономить на покупке машин, на первый план вышли бюджетные модели с доступными комплектациями. Ведь выбор автомобиля с «механикой» позволяет существенно экономить деньги. Например, в бюджетном сегменте доплата за автоматическую коробку подчас достигает 100–150 тыс. рублей, или 20% от стоимости машины. Получается, что, выбирая автомобиль на «ручке», можно сберечь пятую часть его цены, а в кризис такая экономия особенно важна.
Значит ли это, что эра АКП на российском авторынке подошла к закату? Конечно, нет. Скорее всего, доля машин с двумя педалями в России будет расти и дальше – надо лишь пережить трудные времена. Маркетологи указывают, что на рынках стран с развивающимися экономиками (Китай, Индия, Бразилия) сегмент машин на «автомате» растет вместе с ростом покупательской способности.
Хотя в зажиточной Западной Европе доля «механики» на рынке все же доминирующая. Привыкшие все скрупулезно считать немцы, французы и другие европейцы до сих пор уверены, что им незачем переплачивать за коробку-«автомат» в машине – дескать, и сама по себе такая модификация дороже, и расход топлива растет. Кроме того, автоматическая коробка в Европе воспринимается как не очень дружественный экологии агрегат (ведь он потребляет больше топлива, а значит, и вредных выбросов у него больше). Поэтому в некоторых странах на АКП имеется дополнительная налоговая нагрузка. В результате, согласно статистике, доля продаж машин с АКП в Европе сегодня составляет около 20–30%.
Иная ситуация в США. Там люди меньше озабочены экономией (сказывается в том числе более дешевое топливо), и машину с «механикой» днем с огнем не сыщешь: доля АКП в продажах в этой стране доходит до 90%. Целые поколения американцев искренне недоумевают, зачем вообще третья педаль (сцепления) в автомобиле. И здесь можно вспомнить историю о том, как американскому боксеру Майку Тайсону поклонники подарили спортивный Ferrari. Спортсмен вынужден был отказаться от подарка, так как Ferrari был на «механике», а на ней он ездить не умел.
Российский авторынок, скорее всего, пойдет по американскому пути. Наш потребитель особенно ценит комфорт: те, кто уже поездил с «автоматом» по плотным городским пробкам, говорят о том, что не хотят пересаживаться на «механику», пусть даже для этого придется переплачивать.
Впрочем, 90-процентная доля АКП в России будет достигнута еще не скоро. Автодилеры рассказывают, что «автоматы» хорошо продаются в крупных городах, где пробки плотнее да и денег у людей больше. А вот в регионах до сих пор в почете «ручка»: там люди чаще ездят на дальние расстояния по трассе, где разница между «автоматом» и «механикой» не так разительна. Например, доля продаж кроссовера Renault Duster с «автоматом» в крупных городах превышает 30%, в то время как в регионах едва дотягивает до 10%.
Однако научно-технический прогресс нельзя остановить, а значит, автоматические трансмиссии будут становиться все доступнее и, соответственно, их доля в бюджетном сегменте в ближайшие годы станет нарастать, их начнут охотнее покупать и в регионах. Вполне возможно, что в ближайшие годы и в России вырастет целое поколение водителей (прежде всего из числа женщин), которые будут считать третью педаль в машине заводским браком.
всю жизнь на мкпп , 40 лет за рулем.каждый год по 2 раза в сочи из москвы.сейчас ваг поло 2019.внуки тоже на мкпп.в телефон не базарят на дорогу ВНИМАНИЕ ВНИМАНИЕ.автомат -убийца БЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ АВТО, да по моей причине ни одной аварии не было.ДА И ВООБЩЕ НЕ БЫЛО МНЕ 65
Ответить