По итогам первой половины 2014 г. на долю Mercedes-Benz пришлась четверть всего объема новых легковых автомобилей, проданных в России девятью премиум-брендами. Притом что спрос на модели этого сегмента, в отличие от масс-маркета, в сравнении с прошлым годом пока еще растет. С обсуждения общей ситуации на рынке начался и наш разговор с сегодняшним собеседником.
Известно, что, например, в июне снижение продаж составило более 17%, но есть и еще одна цифра: количество регистраций в ГИБДД уменьшилось в том же месяце на 28%. Рынок переживает очень серьезный спад. При этом даже премиум-сегмент, который в кризисы чувствует себя более уверенно, тоже замедлил рост, прибавив лишь около 1%. Каждый задает себе вопрос: это фундаментальная тенденция или краткосрочная?
Полагаю, замедление продлится месяцы. Но сколько именно, неизвестно. С одной стороны, принципиально на российском рынке ничего не изменилось: в стране как было порядка 300 автомобилей на тысячу жителей, так и осталось. Хотя, скажем, в Польше этот показатель составляет около 500 машин, а в Германии – 750. Значит, спрос очень далек от насыщения и потенциал рынка велик. С другой стороны, позитивных трендов, способных изменить ситуацию в ближайшее время, мы не видим. Никто не знает, как будет развиваться политическая ситуация. И, главное, когда в страну снова пойдут иностранные инвестиции.
Да, есть чем гордиться. Пожалуй, назову три ключевых фактора успеха. Первый – продукты марки, автомобили, модельный ряд которых все время растет и обновляется. Второй – сила бренда. Не случайно победителям и призерам Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи, российским хоккеистам, ставшим чемпионами мира, были вручены Mercedes-Benz – именно наши модели выбрали для них в качестве подарков. Согласитесь, показательный пример. Третий фактор – это премиальное восприятие бренда, которого мы добиваемся вместе с дилерами. Поистине премиальный акцент в отношениях с клиентами у нас проявляется во всем, даже в деталях.
Государственные клиенты для нас чрезвычайно важны, ведь в их число входят и первые лица государства. Но наши прямые продажи государственным структурам – министерствам, ведомствам – составляют менее 1% всех объемов сбыта Mercedes-Benz в России. Если сюда добавить государственные компании, такие как “Сбербанк”, “Газпром”, “Роснефть”, то показатель не превысит 3%. Так что неверно полагать, что от госорганов всецело зависит наш российский бизнес. Тем не менее мы работаем над решением проблемы, хотя раскрыть детали я пока не могу.
Я называю этот процесс фейерверком премьер, и длится он уже почти два года. Старт дал рестайлинговый E-Class, затем вышел новый S-Class, с которым мы попросту доминируем в сегменте представительских автомобилей – его покупают в несколько раз больше, чем моделей конкурентов. Очень большую лепту вносят и компактные новинки – А-Class, CLA и GLA, они были отлично приняты на российском рынке. Наконец, недавно состоялась смена поколения С-Class, и спрос на него тоже набирает обороты.
Конечно. Сейчас представим S-Class Coupe, а в конце года появится несколько спортивных машин, к которым всегда приковано много внимания. В 2015 г. ждем обновления почти всей линейки SUV. Подобное продуктовое наступление создает интригу, интерес к марке, и мы стремимся его все время подогревать.
Каких-то явно слабых мест у нас точно нет. И это подтверждает то, что наши результаты в первом полугодии на российском рынке оказались куда выше, чем ожидала штаб-квартира в Штутгарте. Но я знаю, на чем следует сфокусироваться, чтобы идти вперед еще более уверенно. Прежде всего, нужно продолжить продвигать тему марки Mercedes-AMG, которая уже показывает впечатляющие, уникальные для России результаты. И в том же духе следует развивать наш “маленький” бренд smart. Хотя и сейчас продажи по нему почти удвоились.
Эта выставка станет по-настоящему выдающейся демонстрацией модельного ряда и достижений марки: у нас отдельный зал, где разместится вторая по размерам экспозиция бренда после Франкфуртского автосалона. Покажем почти 40 автомобилей, причем отдельным сегментом пойдут десять машин AMG. К тому же готовим две мировые премьеры. В Москве состоится дебют S65 AMG Coupe, впервые покажем Mercedes-Benz S 600 Guard со спецзащитой.
Мы знаем, что наши клиенты не ориентируются на такие категории, как кроссоверы или внедорожники. Скорее им нужны автомобили технологичные и, я бы сказал, с сексуальным вызовом. Вспомните, еще полтора десятилетия назад в Европе доминировал Golf – его силуэт, концепция были определяющими для большинства людей при выборе машины. Но эта тенденция прошла, и теперь все в восторге от компактных SUV, именно этот класс сейчас является лидером на рынке. Тут надо понимать, как человек воспринимает авто. К примеру, многие хотят SUV, но одновременно желают видеть в нем толику спортивности. И производители начинают комбинировать: добавлять спортивные черты в дизайн и управляемость, играть с пространством, которого все просят побольше. В итоге создают модели, сочетающие в себе эти качества. Mercedes-Benz полностью готов к комбинации различных стилей: когда вы увидите новинки, которые появятся уже совсем скоро, то поймете, как гибко мы адаптируемся под запросы рынка.
Автомобильный парк Германии составляет более 44 млн единиц, однако чистых электромобилей в нем лишь около 12 тыс. Гибридов же там более 80 тыс. , и федеральное правительство ставит задачу к 2020 г. довести их число до миллиона. Это не случайно. Я уже видел гибридный Mercedes-Benz S 500, который скоро будет показан публике, и это фантастический автомобиль. Он демонстрирует преимущества технологии Plug-in Hybrid самым наглядным образом. Здесь вы имеете минимальный расход топлива – около 3 л при движении за городом, получаете колоссальное удовольствие от вождения, потому что есть великолепная разгонная динамика, и понимаете, что вносите свой вклад в сохранение природы. Если же говорить об электрокарах как таковых, то это перспектива куда более отдаленная, которая растянется, быть может, на десятки лет.
Я не могу сказать, что недоволен, но и до конца не удовлетворен. Впрочем, таковым я не могу быть в принципе – всегда вижу, куда можно двигаться дальше.